Полноценное внедрение онлайн-ККМ определено Налоговым кодексом РК с начала следующего года. Уже утвержден соответствующий приказ по поэтапному переходу на применение ККМ по видам деятельности, а обладатели контрольно-кассовых машин без функции передачи данных должны перейти на применение онлайн-ККМ.
Как осуществляется поэтапный переход на использование онлайн-ККМ? Есть ли уже какие-либо промежуточные результаты? Об этом мы поговорили с Председателем Комитета государственных доходов МФ РК Маратом Султангазиевым.
- Марат Елеусизович, к чему в итоге должен привести полный переход на использование онлайн-ККМ?
- Внедрение онлайн-ККМ, прежде всего, обеспечивает дистанционный мониторинг проведенных денежных расчетов в режиме реального времени. Нам не обязательно ждать срока представления налоговой отчетности, так как мы на постоянной основе сопоставляем объемы выручки и декларируемый доход. И на сегодня органы государственных доходов уже имеют сведения по более 3 млрд выбитым чекам. То есть, у предпринимателей нет возможности занижения доходов и соответственно, искусственного уменьшения подлежащих к уплате налогов. Приведу пример: некоторые предприниматели отбивают чек на одинаковую сумму один раз в день. При этом, свою деятельность они ведут в розничной торговле. Встречаются ситуации, когда в социальных сетях идут активные репосты ресторана в праздничные дни, при этом по данным ККМ выписано всего два-три чека. Занижение на лицо.
- Как вы боретесь с подобными фактами?
- В подобных случаях, прежде всего, направляются извещения о выявленных нарушениях. При этом, к налогоплательщикам, не отреагировавшим на извещения, с учетом степени риска увеличивается вероятность осуществления проверочных мероприятий. Здесь я хотел бы особо отметить, что вследствие направленных извещений и самостоятельных устранений нарушений предпринимателями, в текущем году взыскано 14,1 млрд. тенге.
- Помнится, у предпринимателей возникали проблемы с постановкой на учет онлайн-ККМ. С чем это было связано и как сейчас обстоят дела?
- Да, на первом этапе мы столкнулись со сложностями в части регистрации и постановки на учет онлайн-ККМ. Были технические ошибки, проведена доработка функционала ОФД (АО "Казахтелеком") совместно с КГД МФ РК, сейчас нет никаких проблем. И данный процесс занимает намного меньше времени, чем это было ранее.
А что касается ситуации на сегодняшний день, то сейчас в органах государственных доходов зарегистрировано 470 341 ККМ, из них онлайн-ККМ 320 903 или охват по республики более 70,3%.
Только за один день 3 августа 2019 года по данным информационной системы Комитета зафиксировано порядка 6 000 зарегистированных онлайн-ККМ. Это хороший показатель.
Также хотелось бы напомнить о том, что с начала следующего года применение онлайн-ККМ станет обязательным и для налогоплательщиков, работающих в специальном налоговом режиме на основе патента, и для плательщиков единого земельного налога, где количество таких лиц составляет порядка 500,0 тыс.
- Не кажется ли Вам, что переход на онлайн-ККМ накладывает финансовое бремя на предпринимателей?
- Мы знаем, что средняя стоимость требуемого кассового аппарата на рынке 60 000 тенге. Однако, есть и альтернативные решения, помимо классических кассовых аппаратов с функцией передачи данных, казахстанские специалисты разработали мобильные приложения, которые также относятся к категории кассовых аппаратов. Они доступны в интернет-сервисах на бесплатной основе.
- Неужели, чтобы предприниматель исполнял свои налоговые обязательства, над ним должен висеть дамоклов меч?
- Не совсем так. Работая с предпринимателями, мы не забываем и о простых потребителях. Мы стараемся сформировать налоговую культуру среди физических лиц, покупателей и услугополучателей. Ежегодно проводим акции, разыгрывая ценные призы и подарки. К примеру, только 8 августа завершилась акция "Требуй чек – выиграй приз!", в ходе которой мы совместно с оператором фискальных данных (АО "Казахтелеком") разыграли 100 смартфонов по всей стране. В приложении "Тандау" было зарегистровано 62 575 пользователей, которыми направлено порядка 800 тыс. чеков на общую сумму 4 млрд 110 млн тенге. Это один из методов мотивации к исполнению налоговых обязательств. В ближайшие дни планируется запуск еще одной ежегодной акции посредством мобильного приложения "Вайпон", в котором предусмотрена функция направления жалобы в случаях невыдачи чека покупателям.
- В продолжение разговора о потребителях и услугополучателях, то есть физических лицах, хотелось бы уточнить выгоду для потребителя от применения онлайн-ККМ?
- Прежде всего, это защита собственных прав. Раньше было невозможно удостовериться в подлинности полученного чека. Отмечу, что, согласно Закону "О защите прав потребителей", документом, подтверждающим факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), является чек. Так вот, с вводом онлайн-касс человек может тут же проверить его и быть уверенным, что в случае возврата товара, согласно вышеуказанному закону, у потребителя не возникнет проблем. Также мы планируем запуск проекта по введению налоговых бонусов (cash back).